Франчайзинг: паушальный взнос и роялти

Правоотношения франчайзинга являются часто применяемыми в наше время, поскольку они дают возможность начать эффективный бизнес с минимальными рисками на основе готового бренда.

Франшиза

 

Так как заключение договора в данной отрасли не обходится без определенных платежей, мы рассмотрим более детально базовые особенности одного из них – паушального взноса.

Определение франчайзинга

Франчайзинг является одной из важных форм малого предпринимательства, при которой одна сторона, называемая франчайзером, дает согласие франчайзи (другой стороне) вести предпринимательскую деятельность под ее товарным знаком и брендом. Так как подобное взаимодействие происходит в бизнес-сфере, оно предусматривает соответствующую плату.

Возможно, у кого-то уже возник вопрос о том, зачем пользоваться за деньги чужим брендом, если можно без проблем создать свой. Однако в данном случае необходимо понимать то, что данная форма правоотношений в бизнесе уже давно бы потеряла свою актуальность, если бы она не имела существенных преимуществ.

Пользуясь именем готового бренда со сформированной репутацией, вы будете освобождены от таких этапов его создания и развития как:

  • придумывание и регистрация названия;
  • разработка концепции функционирования бренда и его эффективного взаимодействия с клиентами;
  • PR-кампания, связанная с выходом торговой марки на рынок.

Этот перечень преимуществ сводится к тому, что вы сможете действовать под названием готового бренда, который уже пользуется признанием клиентов. Потому вам не придется нести массу рисков, связанных с потенциальным банкротством компании на ранних этапах ее развития.

В данном случае франчайзи получает возможность развивать тот бренд, который уже создан и успешно функционирует. Потому, если вы не желаете применять в бизнесе «метод проб и ошибок», этот вариант правоотношений может подойти именно для вас!

После того, как договор подписан, франчайзи становится владельцем франшизы. Согласно общепринятой правовой терминологии, франшиза – это объект договорных отношений, предусматривающий комплекс благ по пользованию бизнес-моделью и брендом франчайзера.

Она включает в себя:

  • методы, используемые компанией в процессе ведения ею предпринимательской деятельности;
  • технологию, предусматривающую взаимные обязательства, а также льготы;
  • товарный знак.

Виды взносов франчайзи своему франчайзеру

Как уже говорилось выше, в сфере франчайзинга предусмотрена определенная плата, связанная с использованием франчайзи бренда и товарного знака.

Она бывает двух видов:

  • роялти;
  • паушальный взнос.

Несмотря на то, что оба платежа имеют место в одной сфере, они существенно различаются между собой, однако являются необходимыми при заключении договора франчайзинга.

Паушальный взнос - что это такое?

Роялти

Роялти можно охарактеризовать как регулярный (ежемесячный, ежеквартальный либо ежегодный) платеж, который может выражаться как в фиксированной сумме, так и в определенном проценте от валового дохода владельца франшизы.

Некоторые специалисты подразделяют роялти на три разновидности:

  • процент с маржи;
  • процент с оборота;
  • фиксированная сумма.

Если говорить не о разновидностях и механизме оплаты, а о самой сути данного платежа, то он направлен на возмещение в денежном эквиваленте стоимости услуг франчайзера, связанных с такими направлениями как:

  • маркетинг;
  • помощь в подборе персонала, а также его обучении;
  • разработка основ рекламной кампании бренда;
  • размещение необходимой информации на официальном интернет-ресурсе франчайзера и т.п.

Таким образом, роялти предусматривает регулярную оплату данных услуг, которые, в свою очередь, согласно условиям договора, предоставляются на постоянной основе.

Паушальный взнос

Вторым видом платежей, предусматриваемых договором франчайзинга, является паушальный взнос. В отличие от роялти, выплачивается он единожды и связан с непосредственным единовременным актом вступления нового субъекта во франчайзинговую сеть.

Размер данного взноса, как правило, зависит от таких факторов:

  • затрат, направленных на создание качественно функционирующей франчайзинговой системы;
  • сервисных услуг, предусматриваемых для нового партнера по бизнесу;
  • ценности бренда, использование имени и товарного знака которого предусматривает договор.

В зависимости от всех этих критериев формируется сумма паушального взноса.

Потому, выбирая партнера для сотрудничества в рамках правоотношений франчайзинга, следует обращать внимание не только на предполагаемую сумму взноса, но и на те факторы, которыми она обусловлена.

Не исключено, что бизнес-отношения с франчайзером, запрашивающим маленький взнос, будут для вас невыгодными по той причине, что в дальнейшем он предоставит существенно меньше услуг, нежели тот, кто требует немного больший паушальный взнос.

Потому в данном случае вам стоит оценивать все перечисленные аспекты системно. Тогда вы сможете разобраться, оправдана ли сумма паушального взноса, установленная тем или иным франчайзером.

Однако помните о том, что слишком завышенная сумма данной выплаты может существенно снизить доходность от франшизы, которой вы обладаете. В итоге бизнес окажется нерентабельным для самого франчайзи. Поэтому в данном случае вам стоит следовать принципу «золотой середины» и смотреть, насколько обоснованной является сумма паушального взноса.

Если говорить о главных отличиях данного вида платежа от роялти, то здесь следует перечислить такие позиции:

  • паушальный взнос платится единовременно, а роялти – регулярно;
  • данный платеж связан непосредственно с фактом вступления в тот или иной бизнес, а не поддержкой его функционирования.

Из чего складывается паушальный взнос

Говоря о сумме, из которой состоит данный вид платежа, стоит отметить такие важные два компонента:

  • непосредственная стоимость, запрашиваемая франчайзером, и которая связана с указанными выше аспектами;
  • паушальный налог, который составляет фиксированную сумму и иногда называется аккордным налогом.

Фиксация взносов в договоре франшизы

Так как юридический договор не будет иметь законной силы без указания в нем существенных условий сделки, данные аспекты должны быть в нем корректно прописаны.

В данном документе необходимо в полной мере перечислить права и обязанности сторон, а также те финансовые условия, при выполнении которых они вступают в определенные правоотношения. Это означает, что сумма паушального платежа и роялти должна быть четко прописана.

Помимо этого, в случае второго взноса необходимо указать то, с какой регулярностью и каким образом он будет вноситься на счет франчайзера.

Не менее важно четко определить в подписываемом документе, будет ли роялти фиксированной суммой или это платеж, напрямую зависящий в процентном отношении от прибыли франчайзи.

Если все эти аспекты урегулированы, то, в случае недобросовестного сотрудничества со стороны франчайзера, вы подготовите себе должную юридическую базу, которая поможет защитить свои экономические права.

Итак, прежде чем вступить в правоотношения франчайзинга, выясните:

  • какой перечень услуг предлагает франчайзер и какова будет его поддержка в вашем развитии бизнеса;
  • насколько обоснованной можно считать сумму паушального взноса и роялти;
  • готов ли ваш потенциальный партнер по всем правилам оформить документацию.

Если по перечисленным аспектам вы увидели полный порядок, то есть большие шансы на хорошее сотрудничество в сфере франчайзинга.

 

Носкова Елена

В профессии бухгалтера я уже 15 лет. Работала главным бухгалтером в группе компаний. Имею опыт прохождения проверок, получения кредитов. Знакома со сферами производства, торговли, услуг, строительства.

Написать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Политика конфиденциальности.
Обязательные поля отмечены*

Нажимая "Отправить комментарий" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности